Специалисты музейного отдела Центра развития культуры приняли участие в работе «Школы музейного лидерства «Константиново»
Мероприятия в рамках «Школы музейного лидерства» состоялись 28 и 29 августа на базе Государственного музея-заповедника С.А. Есенина.
«Школа музейного лидерства “Константиново” является первым этапом проекта “Социокультурное проектирование в развитии территорий: музей и его ресурсы”. Проект, который отныне стал ежегодным, реализуется музеем-заповедником совместно с Научно-образовательным центром “Гражданское общество и социальные коммуникации”, кафедрой ЮНЕСКО Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИГСУ РАНХиГС) при поддержке Российского культурологического общества и Министерства культуры Рязанской области.
Каждый год знаковые события в музейной сфере нашего региона неизменно привлекают гостей со всех уголков страны. Не стала исключением и “Школа музейного лидерства”: в этот раз к представителям музеев Рязани и Рязанской области присоединились специалисты из Калининграда и Оренбурга — директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств, Заслуженный работник культуры РФ Юрий Комлев, выступивший в качестве эксперта, и заведующая информационно-коммуникационным сектором Калининградского историко-художественного музея Лианна Вердян. Всего в мероприятии приняло участие 28 музейных специалистов и 6 экспертов.
Первый день работы Школы начался с приветственного слова директора Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Бориса Иогансона и Круглого стола «Государственная региональная политика социокультурного развития территории и задачи «Школы музейного лидерства “Константиново”. Расширение профессиональных компетенций работников учреждений социокультурной сферы, внедрение современных организационно-управленческих технологий в деятельность музеев, использование Пушкинской карты как инструмента совершенствования культурно-образовательной деятельности музеев — эти и другие темы обсуждались музейными специалистами при участии экспертов.
С установочной лекцией перед слушателями выступила доктор философских наук, профессор, директор Научно-образовательного центра “Гражданское общество и социальные коммуникации” Института государственной службы и управления РАНХиГС, профессор кафедры ЮНЕСКО ИГСУ РАНХиГС, председатель Президиума Российского культурологического общества, член Экспертно-общественного совета Министерства культуры РФ, член Общественного совета Росархива, Заслуженный работник Высшей школы РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры Ольга Астафьева.
После экскурсии по музею-заповеднику, украшением которой стало исполнение песенно-инструментальным ансамблем “Радуница” композиций на стихи Сергея Есенина, сессия продолжилась докладом кандидата исторических наук, начальника отдела организационно-методической работы в музейной сфере Центра развития культуры, эксперта исследовательской группы “Российская музейная энциклопедия”, члена Российского культурологического общества Ирины Чувиловой об основных тенденциях и направлениях развития музейного мира.
Образовательная часть сменилась практической — участникам “Школы музейного лидерства” было предложено представить вниманию аудитории свои предложения и идеи по работе над проектами. Затем слушатели были разделены на четыре проектные команды.
Второй день, 29 августа, был посвящён работе творческой лаборатории социокультурного проектирования. Была также представлена экспертная лекция кандидата социологических наук, эксперта НОЦ “Гражданское общество и социальные коммуникации” ИГСУ РАНХиГС, Заслуженного работника культуры РФ Светланы Горушкиной.Она рассказала присутствующим о грантовых ресурсах для проектной деятельности, а также об особенностях работы с понятием интеллектуальной собственности разрабатываемого проекта. Благодаря выступлениям Ирины Чувиловой и Ольги Астафьевой, а также доктора философских наук, профессора культурологии, руководителя Центра социокультурных инноваций Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, председателя Рязанского регионального отделения Российского культурологического общества Александра Соловьева и кандидата психологических наук, директора АНО «Центр современного искусства “Терция”, преподавателя кафедры мировой культуры Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета, члена Российского культурологического общества Анастасии Гетманенко музейные специалисты смогли углубиться в правовые, организационные и культурологические основы социокультурного проектирования в музейной сфере.
Под чутким руководством команды экспертов слушатели прошли сложный путь от идеи к проекту: изучали особенности территориального брендирования, учились управлять проектными ресурсами, регулировать информационно-коммуникационные процессы, взаимодействовать с партнёрами и негосударственным сектором.
В конце дня были подведены итоги двухдневной активной работы и представлена стратегия дальнейшего развития. Теперь, вооружившись полученными знаниями, инструментами, методами и кейсами проектные команды смогут посвятить сентябрь разработке своих проектов, параллельно получая методическую помощь от экспертов Школы. На очереди следующий этап — сессия 28 сентября, в рамках которой запланирована презентация, доработка и экспертная оценка выполненных проектов. Лучшая разработка будет публично представлена на Всероссийской научно-практической конференции “Музеи как ресурс территориального развития”, которая пройдёт на базе Государственного музея-заповедника С.А. Есенина в селе Константиново Рыбновского района Рязанской области с 29 по 30 сентября 2023 года.